Магические травы.

Магические травы

Магические травы

                                                                                      «- Всякие есть травы. Есть колюка – трава, сбирается в Петров пост. Обкуришь ею стрелу, промаху не дашь. Есть тирлич – трава, на Лысой горе под Киевом растет. Кто ее носит на себе, на того ввек царского гнева не будет. Есть еще плакун – трава, вырежешь из корня крест да повесишь на шею, все тебя будут как огня бояться!...

- Есть еще адамова голова, около болот растет, разрешает роды и подарки приносит. Есть голубец болотный; коли хочешь идти на медведя, выпей взвару голубца и никакой медведь тебя не тронет. Есть ревенка – трава; когда станешь из земли выдергивать, она стонет и ревет, словно человек, а наденешь на себя, никогда в воде не утонешь.

- … Есть еще кочедыжник, или папоротник; кому удастся сорвать цвет его, тот всеми кладами владеет. Есть иван – да – марья; кто знает как за нее взяться, тот на первой  кляче от лучшего коня удерет.

- …Есть разрыв – трава: когда дотронешься ею до замка али до двери железной, так и разорвет на куски!»

                                                                А. К. Толстой «Князь Серебряный».

С давних пор люди приписывали некоторым растениям магические чудодейственные свойства. За народными поверьями везде бродили добрые и злые невидимые духи. Одни травы пользовались их особенным отношением, а другие были им противны. Считалось, что все травы владели духовной силой, которая наделяла их особенными способностями (свойствами).

Растения - целители

Растения - целители

В зависимости от того, какой именно духовной силой обладали растения, их делили на добрые и злые травы… Сколько о них сложено сказаний, легенд и песен! Добрые -названы ласково: травушка – муравушка, мурава духовитая, трава шелковая;

злые – отталкивающе: лихие травы, лютые коренья, отрава.

Растения – целители, которыми врачевали от недугов и хворей, исстари почитались особо. И «зеленая аптека» многие столетия была главным поставщиком лекарств. Ее услугами медицина пользуется и сейчас.

Надо сказать, что зернами врачебной мудрости обладали не многие. До нашего времени настоящих травников сохранилось очень мало. Этнографы сумели собрать лишь небольшую часть письменных источников. Исследования показали, что самые древние сохранившиеся сейчас травники (старше 300 лет) были в основном польского происхождения. Более поздние травники к нам попали из Германии. При переписке травники дополнялись переписчиками, среди которых были люди как сведущие так и несведущие.

В лечебнике, хранившемся в Соловецком монастыре, прямо говорилось, что он «сочинен из дохтурских наук преосвященным Кир Афанасием, архиеписком Холмогорским и Волжским» (1696 г.).

Лечебникам давались изощренные названия: «Травоврач», «Зельник», «Жизненник», «Цветник». Встречались и более причудливые: «Ковчежец медицейский», «Прохладный Вертоград»… Последний переведен с немецкого в1672 г. и состоит из 340 параграфов.

В травниках даже самые, на первый взгляд, заурядные растения наделены таинственными свойствами. Так, об осоте сказано: «трава осот добра, кто ее знает, тот человек талант обрящет. А растет красна и светла, листочки кругленьки, что денежки, собой в пядь, а цвет разный. Растет кустиком по сильным местам  раменским. Ту траву держать торговым людям: носи при себе, где ни пойдешь, много добра обрящешь, и от людей честь будет и великою славою тот человек вознесется. А корень ее светел, как воск». Если носить осот при себе, c ним не пропадешь и честь узнаешь.

Была в почете и белена, с помощью которой поднимали боевой дух. Ее семена бросали в огонь и воины перед битвой вдыхали этот дым.

Полынь

Полынь

Полынь вешали обычно в доме или над воротами, чтобы отвадить плохих людей и обезвредить злые чары. А еще из кореньев полыни сплетали «пояс Йоганна», и если в доме находился тяжело больной человек, этот пояс кидали в огонь, чтобы больной выздоровел.

Традиционно самым лучшим способом  борьбы с колдовством всегда считался чеснок. Об этом часто упоминается в греческой мифологии. В Древней Греции и Риме сушеные головки чеснока вешали на шею детям, как амулет от сглаза  и черной магии.

До сих пор сохранилось народное поверье о том, что это растение, подвешенное к оконным и дверным рамам, защищает от вампиров и всякой другой «нечисти».

В древности для защиты от колдовских чар служил также плющ. Для этого нужно было носить на голове венок из растения. Если же кого-то хотели ввести в транс, то его обкуривали плющом. Высушенными листьями алоэ в Древнем Египте и на Востоке изгоняли злых духов.

Белую водяную лилию часто использовали для любовного приворота. Это растение необходимо было сорвать в определенное время и обязательно при лунном свете, чтобы призвать на помощь водяных духов. Цветок лилии сопутствовал не только любовным чарам, но и приносил богатство.

Считалось, что валериана – растение, которое приносит счастье и придает мужество.

Вербене приписывали способность превращать в сталь, обработанное ее соком железо. Это растение часто использовали как талисман на войне. Кроме того ее считали лучшим средством от головной боли и эпилепсии.

Всем известная верба, за поверьем приносила несчастье, но зато считалась хорошей защитой от преследований. Для этого нужно было лозу воткнуть в землю и при этом произнести специальное заклятие, которое знали только колдуны.

В магических ритуалах часто использовали грибы, например, красные мухоморы. На протяжении суток их вымачивали в молоке, после чего человек, выпивший такой настой, впадал в состояние опьянения и у него появлялись галлюцинации.

Магические свойства приписывались цветам солнца - бархатцам. Издревле люди считали, что они защищают от злых сил и пробуждают любовный интерес, который переходит в страсть. Эти замечательные цветы могут уберечь от чужого недоброго глаза  и от нежданных гостей. Например, если поставить букетик из бархатцев на окно возле входной двери, то  гости пройдут мимо.

Многие деревья, кусты, травы, цветы и коренья использовались как амулеты. Как подтверждают современные исследования, многие из них действительно обладают поразительной способностью забирать негативную энергию и заряжать человека позитивом.

Дуб всегда считался символом силы и удачи. Рекомендуется носить с собой листики или кусочки дубовой коры.

Желуди помогают своему хозяину приумножить жизненную энергию и приобрести долголетие.

Клевер – всегда считалась одной из самых сильных магических растений. Он программирует

Клевер

Клевер

человека на удачу, так как ее листики символизируют единение крепкого здоровья, любви, богатства и славы. Амулет из этого очень целебного растения помогает и в свежем и в засушенном виде, и особенно тем, кто родился под знаками Рака и Рыбы.

Кукуруза притягивает деньги, а люцерна бережет материальный достаток в доме. Чтобы не испытывать нужду, необходимо носить с собой кукурузное зернышко, а высушенный букетик люцерны повесить у входной двери.

Ирис и сосновая шишка являются символом плодородия.

Мята помогает в различных делах. Если высушенной мятой периодически окуривать дом, то удача непременно улыбнется.

Лаванда реализует заветные желания, чтобы они сбывались, нужно обязательно положить веточку лаванды перед сном под подушку.

Лекарственные свойства одних трав сейчас доказаны современной наукой, других –отвергнуты, но как отголоски седой старины сохранились на Руси легенды о девяти волшебных травах: адамовой голове, плакуне, огнецвете, разрыв – траве, тирличе, одолень – траве, орхилине, прикрыше и нечуй - ветре.

Царь во  всех травах

Самой загадочной среди магических трав считалась мандрагора. Легендарное растение было известно людям под разными названиями: адамова голова, мужской корень, покрик, сонное зелье. Народные названия адамовой головы: черный осот, пупочник, шишкарник, шелобольник, пустосел, кукушкины сапожки. Древние иудеи называли это растение баарас. Йосиф Флавий писал, что баарас способен выпускать лучи света, которыми может убить того, кто хочет его сорвать.

В Древнем Египте и в Средневековой Европе необычному растению приписывали магические способности. Древние греки давали мандрагору больным во время хирургических операций. Чародеи считали, что с помощью мандрагоры можна заклинать демонов.

«… Тот корень возьми водой освяти, и положи на престол и незаймай 40 дней, и те дни пройдут – носи при себе – узришь водяных и воздушных демонов… А когда кто ранен или сечен – приложи к ране, в три дня заживет!»

Обычно мандрогору связывали с черной магией. Чародеи и ведьмы использовали ее для изготовления приворотного зелья и ядовитых настоек, которые влияли на человеческое сознание. Женщины часто носили корень мандрагоры как талисман.

Мандрагора

Мандрагора

Этот замысловатый корень пользовался большим почетом на Западе. К нам весть о волшебной мандрагоре пришла из Западной Европы. Привозная легенда проникла больше в письменные источники, чем в народные предания.

Говорилось, что если окурить в «великий четверок» мандрагорой охотничье снаряжение, оно приобретет удачливость.

Но адамова голова в нашей стране не растет, поэтому исследователи считают, что древние чародеи вместо «царя  во всех травах» использовали что-то иное.

Из пяти видов, составляющих род мандрагор, три произрастают исключительно в Средземноморье, один в Гималаях и один, недавно найденный, в горах Копет-Дага, в Туркмении. Кстати, последний оказался очень податливым, легко переносит неволю – искусственное выращивание. За мандрагору часто принимали солодкий корень – скополию корниолийскую, принадлежащую тоже к семейству пасленовых, но входящую в другой род.

В средневековье бытовало много рассказов о смертельном риске, которому подвергает себя ризотом (корнеискатель) при выкапывании мандрагоры. Молва предписывала ему повернуться лицом к западу, очертить троекратно ножем место с заветным растением, привязать мандрагору к хвосту черной собаки и заставить ее выдернуть корень.

Корень «царя во всех травах» похож на редьку, а благодаря своим причудливым выростам напоминает тело человека за формой. Древние рассказывали, что это растение сморщивается даже от прикосновения к нему, а когда его вырывают из земли, оно издает похожий на человеческий крик. Услышав его, человек  или погибал или сходил с ума, поэтому добыть корень мандрагоры было не просто. Сделать это мог только сведущий. Вот почему мандрагора названа еще трава – покрик. Если же вырывать ее самому, без собаки, - найдешь погибель.

Знаменитый мистик Элифас Леви даже допускает мысль о том, что форма корня   мандрагоры не случайна, в ней кроется тайна происхождения человека.

В наши дни мандрагору используют как целебное растение. Экстракт из ее корня употребляют при неизлечимых болезнях (безнадежных заболеваниях). Знахари утверждают, что  это лекарство помогает во многих безнадежных случаях. Информацию о других интересных свойствах этого растения можно почерпнуть из специальных магических книг.

 

Плакун - трава 

…Человек, сутулясь, проник в храм, встал с пучком травы лицом на восток и зашептал:

Плакун - трава

Плакун - трава

«Плакун, плакун! Плакал ты долго и много, а выплакал мало. Не катись твои слезы по чисту полю, не разносись твой вой по синю морю. Будь ты страшен злым бесам, полубесам, старым ведьмам киевским. А не дадут тебе покорища, утопи их в слезах; а убегут от твоего позорища, замкни в ямы преисподние. Будь мое слово при тебе крепко и твердо. Век веком!»

Человек творил заговор на плакун – траву. После этого наговорная трава приобретала свойства устрашать нечистую силу, заставляла плакать бесов и ведьм.

Ботаническое название травы – дербенник иволистый, прозванный в народе плакун – травой. Растет дербенник по сырым местам, берегам рек и прудов, а также среди зарослей ольшаника и на влажных заливных лугах. Цветет с июня до сентября. Все растение содержит дубильные вещества и не поедается скотом. Медонос. Род дербенниковых «литрум» получил название из-за темно – красных цветков. Происхождение латинского названия восходит к греческому «лудрон» - кровь.

Дербенник иволистый  в поверьях называли «всем травам мати». В старину знахари приготовляли из нее порошки и настойки, которыми пользовались от многих болезней.

Когда-то в пермских деревнях отвар из корня плакуна прописывали при грыжах, от болей в желудке и даже «от тоски». В народе дербенник иволистый называли еще дикие васильки, дубник, подбережник, твердяк, тройчак, кровавница, верба – трава.

Если открыть старинный травник на странице, где описано это растение, то можно прочитать следующее: «Есть трава – плакун, а растет при озерах, высока в стрелу, цвет багров и та трава вельми добра; держи в чистоте, давай скоту, который вертится, или которые ребята не спят, клади в головы, а крест из нее вырезать носить при себе вельми добро».

Перунов огнецвет

Разгар лета. Тепло и влага сдалали свое – травы выросли, набрались живительной силы. Началась пора сбора целебных растений. На Руси исстари этот срок приурочивался ко дню Аграфены – купальницы (6 июля по новому стилю), когда устанавливается такая теплынь, что и старики купаются. Травоискатели называли этот день «Аграфена – злые коренья». Знахари почитали день Аграфены еще и потому, что за ним стоял знаменитый праздник Ивана Купала – время сбора волшебных трав, «время козней лукавого».

В ночь на Ивана Купала, по утверждению суеверов, совершаются самые невероятные чудеса. Расцветает всем цветам цветок папоротник, показывается разрыв – трава, цветущая так недолго, что еле успеешь прочесть молитвы: «Отче наш», «Богородицу» и «Верую». Колдуны в Иванову ночь ходили за тирлич – травой и орхилином. В ночь под Иванов день затевались игрища, зажигались купальские огни, умывались росой.

Иван Купала… В этом имени слились христианские и языческие верования. Иван – Иоанн Креститель, который «купал», крестил Христа, и Купала – языческий бог, которому в далекие времена «благодарения и жертвы (бескровные) в начале жатв приносиху».

Сказание гласит, что папоротник, или, как его еще называли, перунов огнецвет, жар – цвет, кочедыжник, цветет только в ночь на Ивана Купала. Между листьями, похожими на крылья орла, поднимается, как светящийся уголек, цветочная почка. Она движется, прыгает и к тому же щебечет. В полночь почка с треском раскрывается, появляется огненный цветок, озаряющий все вокруг. Некоторые добавляют, что при этом раздается гром и сотрясается земля. Смельчак, отважившийся обрести цветок папоротника, должен прийти в лес, найти подходящее место, зачураться, очертить себя кругом и ждать, пока появится цветок. Как только он покажется, нечистая сила будет что есть мочи пугать смельчака. Но пугаться нельзя: нежить (нечистая сила) цветком овладеет, а поддавшегося на страх одурачит на всю жизнь.

Перунов огнецвет

Перунов огнецвет

Согласно легенде, сорванный цветок надо вложить в рану на ладони, после чего, не оглядываясь, бежать домой. По дороге нечисть пуще прежнего будет соблазнять и одолевать страхом, но цветок отдавать нельзя. Обладающему цветком папоротника, подвластны все тайны и чары. Такова легенда.

Наукой достоверно установлено, что ни один вид папоротника никогда не цветет. Это растение нецветковое. Принадлежа к тайнобрачным, растение размножается спорами, созревающими на обратных сторонах листьев. Никто точно не знает откуда же пошло поверье о цветущем папоротнике и была ли для такой легенды основа? Возможно за соцветие принимали побег папоротника.

Современная медицина использует папоротник для лечения некоторых болезней.  Правда, пригодным находят только щитовник мужской. Сделанные из него таблетки применяют против ленточных глистов.

Папоротник давно известен как глистогонное средство, но в средние века из-за неумелого приготовления лекарств слава этого растения померкла. А популярность как лекарственного растения возродили несколько позже. Получилось так, что вдова швейцарского врача Нуффера оказалась обладательницей глистогонного рецепта, состав  которого держала в секрете. Французский король Людовик XVI в1775 г. выкупил этот рецепт за большие деньги и обнародовал. С тех пор папоротник вошел во все европейские фармакопеи.

Разрыв – трава

По преданию разрыв – трава достается лишь тому, кто имеет цветок папоротника и корень плакуна. О разрыв – траве мечтали воры и кладоискатели, ведь считалось, что она разрывает запоры тюрем и превозмогает сатанинскую силу, стерегущую клады. По легенде если кладоискатель  натрет глаза разрыв – травой, то земля  перед ним расступится и клады сами откроются. Разрыв – траву называли еще и скакун и прыгун, так как цветок ее будто бы в Иванову ночь скачет, прыгает. Известна она еще под  именем ключ – травы. Утверждалось также, что если разрыв – траву бросить в кузницу, кузнец работать не сможет. Узнавали ее так: на которой траве в Иванову ночь коса переломится, та и есть разрыв – трава.

Интересно то, что в народных сказаниях встречаются упоминания, что разрыв – трава – все тот же папоротник или очень похожий на него. Ботаники попытались проверить и оказалось, что разрыв – травой действительно именовали два папоротника: ужовник  (по  латыни офиоглоссум, что в переводе означает змееязычный) и гроздовник (ботрихиум)

У этих папоротников имеется нечто, похожее на кисть цветков. Если внимательно присмотреться к такой «кисти», то окажется, что это всего лишь  вытянутая часть листа с бутончиками – спорангиями, открывающимися в сухую погоду. С виду измененная часть листа напоминает стрелку с кистью  цветков (не зря ужовник получил название змееязычник: от его листьев отходит вырост, напоминающий узкий язык змеи).

Ужовник и гроздовник встречаются в наших лесах очень редко.

Ведьмино зелье

Трава тирлич

Трава тирлич

Сказания гласят: накануне Иванова дня ведьмы отправляются на Лысую гору за травой тирлич. «Тирлич да жабья костка смиряют гнев властей». Траву эту называют еще стародубкой и бешеной травой. Волшебный тирлич, судя по указаниям этнографов, принадлежит к семейству горечавковых. Есть и более точные указания, например, что тирлич – это золототысячник.

Золототысячник используется современной медициной как средство, повышающее аппетит, способствующее лучшему пищеварению. Встречается по сухим местам среди кустарников и на полянах. Цветет с середины июня до сентября. Горькие настои из него – излюбленное лекарство, применяемое в народной медицине от малярии и желудочных заболеваний.

Одолень – трава

В заговоре на путь дороженьку сказано: «Еду я из поля в поле, в зеленые луга, в дольные места, по утренним и вечерним зорям; умываюсь медвяною росою, утираюсь солнцем, облекаюсь облаками, опоясываюсь чистыми звездами. Еду я во чистом поле, а во чистом поле растет одолень – трава. Одолень – трава! Не я тебя поливал, не я тебя породил; породила мать сыра земля, породили тебя девки простоволосые, бабы- самокрутки. Одолень трава! Одолей ты злых людей: лихо бы на нас не думали, скверного не мыслили. Отгони ты чародея, ябедника. Одолень – трава! Одолей мне горы высокие, долы низкие, озеры синие, берега крутые, леса темные, пеньки и колоды… Спрячу я тебя, одолень – трава, у ретивого сердца, во всем пути и во всей дороженьке».

Таким образом, одолень - трава наделена свойствами охранять людей, едущих в иные земли, от разных бед и напастей. Ее вкладывали в ладанку и носили как амулет.

Ученые биологи считают, что это кувшинка, живущая в прудах, тихо текущих водах рек, заливов и стариц. Белые лепестки, серо-желтые рыльца и тычинки делают кувшинку заметной на водной глади. Кувшинку когда-то еще называли русалочьим цветком. В старинном травнике записано: «Одолень растет при реках, ростом в локоть, цвет рудо-желт, листочки белые. И та трава добра, коли человека окормят; и дав ту траву, скоро пойдет низом и верхом. И корень травы добр от зубной болезни, и пастуху, чтобы стадо не расходилось, или кто тебя не любить станет и хочешь его присушить, - дай ясти корень».

Внешний облик кувшинки нарисован правильно, правда, лепестки здесь названы листочками. Цветок «рудожелт», т.е. красно – желтый. Согласно этому отрывку, одолень -  травой можно «присушить», приворотить. Как тут не вспомнить картину замечательного русского художника Михаила Васильевича Нестерова «За приворотным зельем», на которой изображена молодая женщина, огорченная любовной неудачей и пришедшая простить совета знахаря – колдуна.

За приворотное зелье когда-то слыла также трава симтарин. Что именно под ней подразумевалось, исследователям выяснить не удалось. По описанию эта трава будто бы имеет четыре листочка: «первый синь, другой червлен, третий желт, а четвертый багров».

До введения двойной номенклатуры в названиях растений царила полная неразбериха и путаница, что по старому наименованию не всегда удается выяснить, какое у растения современное название. Травознаям выгодно было засекречивать один и тот же вид растений множеством наменований. Это делало их познания непостижимыми.

Другие травы

В послании игумена Памфила псковскому намеснику (XVIвек) о сборе трав и кореньев сказано: «егда приходит великий праздник Рождества  Предтечева, исходят огоньницы, мужие и жены чаровницы по лугам, и по болотам, и в пустыни, и в дубровы, ищущи смертные отравы и приветрочрева…» Вот в эту-то пору и ходили травознаи за орхилином, растущим при больших реках. Срывать орхилин полагалось через серебряную гривну (шейный обруч). Орхилин будто ба охранял от дурного глаза и порчи.

Трава прикрыш

Трава прикрыш

Трава прикрыш называлась еще волкоба, омег, блекот, дегтярка, недоспелка, копеечный чистяк, овечье рунишки, черное зелье, одномесячник. По – научному – борец шерстистоустый из семейства лютиковых. Цветет с половины июня до августа. Попадается в лесу и закустаренных лугах.

Чародеями трава собиралась осенью «в великоденский мясоед», употреблялась она против свадебных наговоров. Когда невесту везли в дом жениха, знахарь забегал наперед, клал траву – покрыш под порог. Предупрежденная родными о проделке чародея, невеста, входя в дом, должна была перепрыгнуть через порог, не наступая на траву. Ежели невеста этого не сделает, то наговоры злых людей» возымеют силу» и молодая не обретет счастья.

А вот еще одна легенда о волшебной траве нечуй-ветре, растущей по берегам рек и озер. Собирают ее в глухозимье под новогодний вечер. Причем найти нечуй – ветер могли лишь слепцы. Наступая на сказочную траву, слепцы  чувствуют как она колет их незрячие глаза. Если нашедший возьмет нечуй – ветер не руками, а ртом, он обретет способность останавливать ветер, а также ловить рыбу без невода.

О чертополохе говорили, что он отгоняет чертей, преследующих человека. Стоит только стать, где растет эта трава, и бросить в нечисть шишки чертополоха, как она отстанет. Если пригнуть чертополох и пришпилить его к земле, приговаривая: «сгони червей с моей скотины – отпущу», - напасть со скотины сойдет. Считалось, что черви (правильнее сказать - личинки мух) сродни темным силам.

Густой завесой суеверий окутано растение петров крест. Известно, что произрастает оно в широколиственных лесах, но обнаружить его можно только в пору цветения, в апреле – мае. Затем надземная часть – соцветие отмирает.

Петров крест живет за счет растения – хозяина – орешника или ольхи, паразитируя на их корнях. Стебель петрова креста под землей, там он ветвится, образуя фигуры, напоминающие крест, что и дало происхождение видовому названию. Растение беловатое, вместо листьев покрыто чешуями. Поверье напутствовало брать его «от еретика».

Существует целая группа растений, которые обладают способностью стимулировать парапсихологические способности и с помощью которых можно связываться  с иными мирами. Например, обкуривание мускатным орехом, листьями тополя, ладаном, алоэ, арникой, плющом заостряет сверхчувственное восприятие и вызывает ясновидение.

Знахари рекомендуют носить мускатный орех любителям азартных игр. Для того чтобы он притягивал удачу, нужно положить его в красный фланелевый мешочек.

На сегодняшний день секретами «зеленой магии» владеют потомственные знахари, которые используют травы в основном для лечения различных заболеваний.

(По материалам А. Стрижева)

Если статья Вам понравилась и оказалась для вас полезной, то поделитесь ей с другими:

Хочу себе плагин с такими кнопками

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Анти-спам: выполните заданиеWordPress CAPTCHA