Косметическая палитра исторических эпох.

За 45 веков  до нашей эры у тех, кто населял берега Нила, помада, румяна, и тушь уже не были диковинкой.

Есть основания считать  изобретателями  косметики женщин, хотя бы в силу неутолимого желания нравиться. Это они тысячелетия назад сделали  достоянием человечества  семь заветных снадобий: хну, басму, румяна, белила, сурьму, золотую фольгу и галий (ароматическую смесь для изготовления мушек, имитирующих родинки).

Хной красили волосы, а басма служила не только для окрашивания волос, но и ногтей. Сурьму получали , сжигая природный сернистый минерал, золу которого затем толкли в ступе. Получившийся черный, блестящий порошок смешивали с маслом и  хранили в стеклянных флаконах. Обмакнув  в сурьму палочку из слоновой кости или серебра, подкрашивали ею брови, подводили веки и ресницы. Сурьма зрительно увеличивала глаза, придавала им блеск и живость.

Сурьма была слабостью дочерей библейского Иова, за что от отца они получили прозвище "сосудов с сурьмой".

Представьте себе, как выглядели женщины Ближнего Востока, красившие руки  и ноги в желтый цвет, ногти - в кроваво-красный, а губы - в синий. Кожу на лице,  подбородке и даже на губах  накалывали в виде узоров и притирали краской. С такими татуировками не расставались порой всю свою жизнь.

Косметическая палитра исторических эпох и народов очень разнообразна, но ученые отметили одну любопытную деталь - это явное предпочтение  красному цвету. Для мусульманина, например красные ладони, ногти и подошвы ног - знак радости и признак изнеженности; у славян слово "красный" всегда было синонимом слова " красивый"; у африканцев это цвет жизни.

Косметика не только украшала, но и лечила. Её основу составляли  ароматные масла и мази, которые получали из растительных и животных жиров, смешивая их с настоями  лилии, лаванды, розы, тем самым вводя тонизирующие и и целебные добавки.

У древних греков имелся набор мазей и очищающих препаратов, которыми они пользовались во время купания. При чём для разных частей тела использовались разные мази.

Еще в больше степени косметику ценили римляне. Они не доверяли в этом деле дилетантам и учредили целую коллегию, занимавшуюся приготовлением душистых масел и мазей для ухода за телом. Масла и мази  были непременными компонентами бальзамирования - погребальной косметики. Со временем в благовонные  мази стали добавлять  смолу драконового дерева (драцены), которая делала стойким аромат.

Ещё многие народы  пребывали в состоянии  естества, а древние римляне уже умели:

удалять с тела волосы многими способами (негашенной известью или введением в волосяные мешочки горячих игл);

растить волосы на голове, втирая в кожу  растёртых в порошек  лягушек и ящериц;

применять средства от полноты и худобы;

бороться с потливостью.

Римские матроны времён империи за неслыханные цены покупали у египетских жрецов "косметиконы" для лица, отливавшие золотом и слоновой костью одновременно.

Косметика никогда не была безраздельной монополией женщин. С не меньшим энтузиазмом гримировались и напомаживались мужчины. Воспитывая  силу воли и ловкость, они однако охотно красили  ресницы и бороды, накладывали румяна и пудрились. Некоторые "мужские" рецепты дожили и до наших дней. Их могут взять на вооружение наши современницы.

Вот один из них. Зелёный горошек, измельчённый в муку, был излюбленным косметическим средством в Вечном городе. Маску, сделанную из гороховой муки  и молочной сыворотки, и сейчас называют римской. Есть два способа её приготовления.

Первый: сухой горох (лучше его половинки) размалывают. Две столовые ложки полученной муки тщательно смешивают с таким же количеством сыворотки до однородной массы и накладывают на лицо. Делать это удобно  с помощью плоской щеточки. Когда смесь подсохнет,  её нужно снять с лица мокрым ватным тампоном. После этого умыться тёплой водой, а затем холодной. Эту маску лучше всего делать  утром. Через несколько дней Вы  заметите, каким   нежным и шелковистым станет Ваше лицо.

Второй: варёный горох растирают в кашицу, смешивают с ложкой яичного желтка и к двум столовым ложкам смеси добавляют столько же сыворотки. Всё остальное - как и в первом случае.

Разновидностью римской считают финикийскую маску. Готовится она как во втором способе, только желток смешивается напополам с яблочным соком.Финикийская маска особенно полезна для увядающей, морщинистой, сухой кожи. Делать такую маску нужно регулярно, через день, на протяжении двух недель.

Слабый пол  был на поприще использования косметики гораздо сильнее мужчин.Древние египтянки умели придавать блеск глазам, подкрашивая веки зелёной краской. В большом ходу была ярь-медянка (карбонат меди, который образуется на предметах из меди и бронзы) - для нижних век. Белки глаз делали голубоватыми с помощью медного силиката.

Гречанки лучшим средством для ресниц считали копоть, которую получали , сжигая особую эссенцию (конценрированный раствор какого-л. летучего вещества).

Лица ассирийских модниц покрывала  белая эмаль.

И не одни лишь  пресыщенные богатством бездельники, актёры и гетеры познали силу косметики, она была во всенародном обиходе.

Многим античным модницам изменяло чувство меры. О супруге императора Клавдия говорили,  что красный цвет её волос виден на берегах Рейна. Античная косметика уже знала социальные ограничения. У греков белила и румяна были  привилегией знатных женщин. Женщины из народа и рабыни  пытались добиться  такого же эффекта масками из ячменного теста с яйцами и приправами.

Наука о косметике - косметология - родом из  Греции, её "отец" - великий Гиппократ, по многочисленным косметическим  рецептам которого умащивали  и гриммировали себя многие  поколения последующих эпох. Да и само слово "косметика" происходит от греческого " космейн" - украшать. До нас дожили косметические наставления Галена, великого врача, жившего  во II веке и  успешно лечившего гладиаторов и римских императоров. В числе его заслуг - изобретение колдкрема (питательного), одного из распространённых кремов наших дней.

Византийская императрица Федора, супруга Юстиниана (VI век), красила волосы вголубоватый цвет и посыпала их золотой пудрой. Её ресницы были покрыты арабским стимми (что-то (вроде туши), ногти рук и ног были розовыми. Парфюмерно-косметический набор Федоры состоял из сотен баночек и флаконов. Мылась она привозным испанским мылом в ванне из терпентинового дерева (произрастающего на побережье Средиземного моря), из которого вырабатывают скипидар. Федора осталась неподражаема даже для более изощрённых эпох.

Средневековая Русь довольствовалась белилами и румянами. Иной раз натирали влажные щеки красной бумагой, а ещё чаще  бодягой (растением,  произрастающим в реках и озерах), которая вызывала раздражение кожи и прилив крови к щекам.

Российские дамы свои увядшие прелести пытались вернуть к жизни молочными и земляничными ваннами.

В этом же VI веке  туалет придворной дамы в Китае не  обходился без свинцовых белил, рисовой пудры, и грима. Их наносили сначала на шею и лицо. Нижнюю губу и  верхние веки глаз китаянки разрисовывали красными помады.

Венецианцы  в XVI веке рекомендовали обтирать лицо мокрой губкой и сразу же после этого наносить краску. Венецианские мужчины любили ходить напудренными и накрашенными с мушками на лице.

В XVII веке  французский двор  завёл обычай красить лицо по примеру Екатерины Медичи, захватившей из родной Венеции румяна, приготовленные на свинцовых белилах, смешанных с киноварью (сульфидом ртути).

Без румян  светская  женщина XVIII века во Франции чувствовала себя раздетой. Версальский двор времён Людовика XV( за пристрастие к парфюмерии и косметике современники называли " душистым") был изрядно шокирован, когда во Францию прибыла невеста дофина ( наследника французского короля), неведавшая в своей аскетической стране румян.

В других европейских странах, например в Англии, косметические пристрастия французов не  одобрялись.

Современницы Пушкина  придавали свежесть  щекам , привязывая  к ним на ночь парную телятину, а веснушки выводили сорочьими яйцами. Не гнушались пользоваться и дынными семенами растёртыми  с бобовой мукой. Об огуречном "молоке" шла слава, что оно делает кожу необыкновенно атласной и белой. От прыщей спасались настоем иссопа.

Во многих штатах США до 1920-х годов косметика допускалась лишь на театральных подмостках и только Голливуду удалось изменить представление соотечественников в этой области.

( По материалам К. А. Буровика)

 

 

 

 

Если статья Вам понравилась и оказалась для вас полезной, то поделитесь ей с другими:

Хочу себе плагин с такими кнопками

One thought on “Косметическая палитра исторических эпох.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Анти-спам: выполните заданиеWordPress CAPTCHA