Растительные яды Древней Эллады.

akonit

Аконит

Ранняя греческая наука зародилась на рубеже VIIVI вв. до н. э. В это время Греция пережила мощный духовный скачок, который отразился на развитии прикладных и практических знаний. Греческая медицина, многое позаимствовавшая у египтян, достигла  довольно высокого уровня знаний в анатомии и в применении лекарственных трав для лечения заболеваний.

Покровителем медицины считался Асклепий, сын Аполлона, ученик кентавра Хирона.

С древнейших времен сбор и заготовку лекарственных растений производили лица, которых называли «ризотомы» (корнекопатели и корнерезы). Продажей лекарственных растений занимались торговцы лекарствами - фармакополы, обладавшие неплохим запасом знаний об используемых  растениях.

В VIVвв. до н. э. в Греции существовало уже несколько медицинских школ, из которых наибольшей славой пользовалась Косская школа. Ее основателем был всем известный Гиппократ (460 -370 гг. до н. э.). В его сочинении, которое вошло в историю под названием «Свод Гиппократа» очень большое значение придавалось нравственным обязанностям врача перед больными, что отражено в так называемой «клятве Гиппократа», которая дожила до наших дней, правда в чисто символическом варианте, так как для многих нынешних врачей она уже ровным счетом ничего не значит. Очень любопытным является тот факт  что, несмотря на разрешенную законом продажу ядовитых трав, эта клятва содержит следующие слова: «Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобных замыслов».

В области фармакологии и токсикологии греки накопили обширные сведения. Одним из первых ботаников древности был Феофраст (372 – 287 гг. до н. э.), живший в Афинах. В своем сочинении «Исследование о растениях» в девяти книгах последнюю он  посвятил лекарственным и ядовитым растениям, их происхождению, сбору и способам применения.

Греческие мифы неоднократнообращаются к ядам. Геката – повелительница теней в подземном мире, богиня призраков и ночных кошмаров, знаток ядовитых средств; Медея – героиня сказания об аргонавтах – колдунья и жестокая отравительница.Яд аконит

«Трава Медеи» (считается, что это аконит – из семейства лютиковых), была воспета греческими и римскими поэтами. Она содержала в своих клубнях очень ядовитый алкалоид,вызывающий смерть. Феофраст писал о том, что яд этого растения знатоки могли применять таким образом, чтобы он подействовал в положенный срок. Его давали выпить с вином или медом, чтобы вкус самого яда не был ощутим, и тогда отравленный таким зельем человек, мог умереть через два, три, шесть месяцев и даже через год или два, при этом смерть была очень тяжелой, и противоядия  от этого яда не было. Покупать именно этот яд было строго запрещено.

Растительные яды нашли очень широкое применение в политической жизни Древней Эллады, будучи причиной смерти многих прославленных мужей. Самым любимым «государственным ядом» была цикута (болиголов пятнистый), растение содержащее алкалоид кониин, или по другой версии это мог быть вех ядовитый, содержащий другой ядовитый алкалоид - цикутотоксин. Минимальная смертельная доза для человека точно не выяснена, известно лишь, что она составляет несколько миллиграммов. Этот яд может вызывать паралич нервных окончаний, отвечающих за движение, и мало затрагивающий полушария головного мозга. Судороги, вызываемые этим ядом приводят к удушью. Плиний Старший, автор «Естественной истории», живший в эпоху, когда самоубийство считалось достойным выходом, среди прочих растений описал и действие цикуты.Цикута

Феофрастписал в своих трудах, что ученый прорицатель Фрасий смешивая сок болиголова, мака и других ядовитых трав умел изготовливать крохотные пилюли, которые делали смерть легкой и безболезненной.

Знаменитые римляне Плиний, Тацит и Сенека писали о том, что с помощью цикуты в Афинах убивали преступников.

sokrat

Cократ

Та же незавидная участь постигла и Сократа (469 – 399 гг. до н. э.) – известного древнегреческого философа. Его нестандартная философия сводилась к пониманию добродетельной жизни, достигаемой умеренностью, воздержанием и разумными потребностями. Со свойственной ему иронией, он высмеевал честолюбие, стремление к богатству и роскоши. Сократ открыто осуждал подчинение человека своим страстям, чувствам и прихотям. Многим его соотечественникам очень не нравилось стремление Сократа анализировать человеческие поступки. Сам он ничего не писал. Жизнь его проходила в простых беседах и эти беседы в корне отличались от напыщенных речей других риторов, использовавших софизм (ложные доказательства). Ироничные беседы Сократа часто ставили в тупик его оппонентов, задевая их самомнение. Поэтому аристократы считали его развязным простолюдином, а демократы видели в нем своего разоблачителя.

В феврале 399 г. до н. э. молодой малозначимый писатель Мелет - ярый приверженец олигархии, подал жалобу на семидесятилетнего философа, требуя его смерти. Суть этого обвинения сводилась к тому, что Сократ повинен в отрицании богов, признанных городом и в навязывании обществу новых божественных существ, а значит, он повинен в совращении молодежи, которая с интересом прислушивалась к его новым идеям.

Свыше 500 судей приняло участие в процессе. Из них 300 человек приговорили пожилого философа к смертной казни. Хваленая греческая демократия не выдержала натиска добродушной иронии Сократа. Ему вынесли приговор, какого до сих пор еще никогда не произносили в Афинах в случаях идейных несогласий. Сократ же не захотел унижать себя прошением о помиловании или смягчении наказания. Казнь отложили на 30 дней. Многие его приверженцы уговаривали Сократа бежать, но он оставался в заключении, продолжая вести беседы до самой смерти.

Смерть Сократа описал Платон – его ученик, который познакомился с ним давно и считал его идеалом человека и философа. Во время казни Сократ бодро и без всякой злобы выпил яд из предложенного палачем кубка. Через время его тело отяжелело, становясь все более неподвижным и холодным,  и вскоре старик скончался.

Позже римский философ, поэт и государственный деятель Сенека сказал: «Цикута сделала Сократа великим…он выпил сок цикуты как способ стать бессмертным».

Трагично сложилась судьба еще одного известного древнегреческого философа и ученого Аристотеля. Несмотря на егоАристотель безграничную любовь к Греции и процветание его философской школы, в Афинах он чувствовал себя чужим. Все знали о его тесных связях с македонским двором, так как сам он родился на юге Македонии, в свое время имел определенное влияние на Филиппа и на молодого Александра, посвятив его воспитанию 8 лет своей жизни. Аристотель очень надеялся, что македонским царям удастся объединить Грецию, раздираемую распрями между отдельными городами. Неожиданная смерть Филиппа, убитого одним из своих придворных, поставила юного Александра во главу Македонии. Тогда пути Аристотеля и его царственного ученика разошлись. После смерти Александра, который стремился удержать под своей властью единую державу, враждебное отношение стало настолько сильным, что Аристотель был вынужден покинуть Афины. Против Аристотеля было возбуждено уголовное дело. Обвинителем выступило жречество, а причиной обвинения стал, написанный 12 лет назад гимн в честь его друга и ученика Платона - Гермия, где последний будто бы был обожествлен. Аристотель, точно также как и Сократ был обвинен в «святотатстве». Ему пришлось скрываться от своих преследователей на о-ве Эвбее, а через год он умер. Существуют недоказанные свидетельства, что это было самоубийство. Разочаровавшись в жизни и переживая глубочайшую душевную трагедию он принял тот же растительный  яд.

Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

Если статья Вам понравилась и оказалась для вас полезной, то поделитесь ей с другими:

Хочу себе плагин с такими кнопками

4 thoughts on “Растительные яды Древней Эллады.

  1. Элла

    Яды сыграли значительную роль не только в политике Древней Греции.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Анти-спам: выполните заданиеWordPress CAPTCHA